Jump to content

Волчьи заметки

Sign in to follow this  
  • entries
    57
  • comments
    9
  • views
    64441

Окологорные прогулки по Ловозерью

Belkir

363 views

В разгар полярного лета мне довелось взяться за руководство вело-походом 1 к.с. по Ловозерским тундрам и предгорьям.

Ловозёрские тундры — горный массив на Кольском полуострове в Мурманской области России.

Расположен между Ловозером и Умбозером. Вершины плоские, каменистые, высотой до 1120 метров на горе Ангвундасчорр. Лесная растительность на вершинах отсутствует. Склоны крутые, покрытые в нижней части хвойными лесами. Сложены нефелиновыми сиенитами.

В районе горного массива — Ловозёрское месторождение редкоземельных металлов. Огромные запасы циркониевого сырья (эвдиалит), а также редких коллекционных минералов.

В центре массива находится Сейдозеро, которое совместно с прилегающими ущельями и склонами гор является заказником.

Горный массив ловозёрских тундр издревле считался «местом силы» древних саамов (лопарей). Древнесаамские сейды Ловозер обладают высокой культурной и этнографической ценностью.

На подготовку ушло чуть больше месяца, а на сборы чуть меньше недели. Сам же поход проводился с 23 по 31 июля и включал в себя различные участки маршрута: от ровного асфальтового шоссе, через укатанные грунты, до дорог-рек и пиков гор. В целом маршрут выглядел так: г. Апатиты - пос. Октябрьский - руч. Киткуай и его долина - пос. Пунча - г. Ревда - г. Оленегорск.

Общая картина

23 июля мы взгромоздились с нашими "железными конями" в поезд на г. Апатиты. Родной Петрозаводск, как и прежде, провожал нас мелким моросящим дождичком. К сожалению, вагон оказался "нового" образца и на верхние полки влезло лишь 2 велосипеда - остальные "кони" ночевали вместе со своими хозяевами на нижних полках.

Подъезжая к Апатитам мы, к сожалению, не увидели уже известных нам Хибин - всё было затянуто туманом и висела мелкая пелена из дождя. Пейзаж был пасмурный и серый, удручавший лишь при взгляде на него. Но уже к обеду небо растянуло и погода стала приобретать теплые оттенки.

Первые полутора суток мы неслись по асфальтовому шоссе до ручья Айкуайвенйок. Солнышко припекало, жар от нагретого асфальтового покрытия чувствовался даже на ходу. Как только мы встали на ночлег у ручья - нас с "хлебом и солью" встретили коренные жители этих мест - тучи мошкары и комаров. Сложилось впечатление, что они не ели пару тысяч лет - спасение от них можно было найти только в бесконечном беге вокруг лагеря.

Следующие два дня мы ехали по грунтовой дороге. В начале своём она была довольно качественной - сухая, широкая грейдовка, со следами недавних работ по выравниванию поверхности. Но уже спустя 10 километров стали появляться, вначале, пустые ямы и булыжники, а затем, постепенно ухудшаясь, дорога на глазах превращалась в нечто среднее между болотом и грунтовкой. Темп передвижения упал почти втрое, а "крылатые друзья" перешли в наступление - горе тому кто оказался без москитных сеток. Ни репелленты, ни мази от москитов не помогали - голод крылатых брал верх и все эти приблуды приобретали для них роль масла и специй.

На четвертые сутки мы свернули с основной дороги в долину ручья Киткуай. Дорога пошла резко в гору, пропали лужи и ямы. Из 10 километров пути лишь трижды мы проходили брод. Вода в горном ручье ледяная и кристально чистая, уже спустя 2 минуты пребывания в ней начинает сводить ступни. Чем выше мы подымались, тем меньше становилось комаров, тем сильнее дул ветер, тем холоднее становилось. За 2 километра до предгорья мы встали лагерем прямо на дороге - место в долине весьма ограничено и порой втиснуть 3 палатки - целая наука.

Пятый день был посвящен восхождению на плато Куфтнюк. Долинный лес неожиданно оборвался и мы вылетели в район предгорья. Первое, что бросилось взору - чудесный вид на цирк горы Куфтнюк: сочно-зеленая долина внизу; каменистые, чутка присыпанные снегом, плоские вершины гор; плавные, будто ступени холмов, склоны; всё это покрыто пёстрым ковром низких растений, местами бережно засеянных Богом то фиолетовыми, то желтыми цветами; где-то вдалеке виднеется крыша старого строения: древесина уже стала пористой от времени, а труба давно рассыпается под влиянием осадков. Большую часть пути нас вела обкатанная до камней двухколейная дорога, которая, незаметно растворяясь в зеленом ковре, перетекала в склон горы. Несмотря на отсутствие дороги на склоне, идти по нему было весьма удобно: мхи и травяной покров не высоки, а карликовая береза, которая обычно цепляется за ноги, практически отсутствует. На вершине, будто специально для туристов, можно найти плоские "террасы" из камней: покрытие чуть хуже, чем дорожное шоссе, но коврики с лихвой решают эту проблему. Сами вершины завалены мелкими валунами и идти по ним весьма проблематично - исходя из этого, дальнейший наш маршрут уходил обратно в долину.

Следующий день нам предстояло пройти 30 километров по грунтовой дороге, то и дело выскакивающей на старую железнодорожную насыпь. Дорога эта имеет негласное название у местного населения - "Дорога тысячи ручьёв" и, пока мы её не увидели, понять было сложно, отчего такое странное название. В принципе, дорогой это назвать сложно: лужи-озера; поперечные, а иногда и продольные, ручьи, протекающие через дорогу; болота, бережно поглощающие ближайшие 50 метров дороги в свои недра. Лишь местами, между всем этим ужасом, выныривают маленькие кусочки "суши". Вдоволь наплававшись и накупавшись во всём этом, мы, как только дорога снова перепрыгивала через насыпь, пошли по шпалам. Скорость упала всего на пару километров, зато стало сухо и мы двигались с постоянной скоростью. Однако, всё же, при ходьбе по железнодорожной насыпи были и свои недостатки - её края либо песочные, либо отсыпаны галькой. Если это песок - колеса проваливаются, проскакивают и всячески противятся воле рулевого, если это галька - велик трясет так, что через каждый километр нужно останавливаться и давать отбитым кистям отдохнуть, а переднее колесо постоянно выскакивает с колеи. Так или иначе, это всё же лучше, нежели "плыть".

Последний день пути мы провели в городе Ревда. Учитывая всю сложность пройденного маршрута - целые сутки были выделены для отдыха. Остановиться было решено в местной гостинице: горячий душ, кухня и мягкая постель - что ещё нужно уставшей команде для отдыха? Пока женская часть группы колдовала на кухне, мужчины пошли закупать продукты на ужин и запчасти для изрядно потрёпанных велосипедов. В эту ночь все спали как "убитые", зато на утро общее настроение группы весьма улучшилось.

Финишной прямой похода был относительно однотипный участок асфальтового шоссе от Ревды до Оленегорска. Единственным недостатком этой дороги было то, что она уходила то в гору, то резко вниз - не каждый мог держать постоянный темп движения. Однако, 80 километров мы пролетели всего за 5 часов и уже к обеду были на вокзале станции Оленегорская. Купив билеты на ближайший поезд до дому, мы пошли перекусить в местную столовую (она, кстати, находится сразу через дорогу от вокзала): пища там довольно качественная и недорогая. Вечером все мирно потягивались на плацкартных полках вагона в полудреме и обсуждали пройденный маршрут.

Природа и климат

Несмотря на плохой прогноз на время похода (на всё время похода метеослужбы прогнозировали проливные ливни) у нас было относительно ясно, а иногда, и вовсе пекло так, что хотелось купаться и загорать. Дождь шел исключительно ночью. Ветра в предгорьях было мало, а если он и появлялся, то не был настолько холоден, как обычно это бывает в горах.

Рельеф области очень разнообразен. Ловозерские тундры имеют пологие выпуклые склоны и плоские платообразные вершины. Горные массивы рассечены глубокими ущельями и долинами, по дну которых, зажатые отвесными скалистыми стенами, бегут ручьи и речки. На склонах Хибинских и Ловозерских тундр встречаются ледниковые цирки, напоминающие громадные чаши. Снег на горных склонах и в глубоких долинах не тает в течение всего короткого северного лета. Летом со всех окрестных склонов стекаются бесчисленные ручейки, потоки и реки в озера. Название Ловозерские "тундры" здесь подходит больше чем "горы", так как значительная часть долин и ущелий покрыта лесом или буреломом.

Это дикое и, временами, суровое место, с очень необычной и красивой природой, большим количеством различных причудливых скал, гор, долин и лесов. Смесь непонятных исторических артефактов в виде камней правильной формы, изображений и сейдов совместно с относительной труднодоступностью места и отсутствием каких либо постоянных жителей, кроме егеря, привела к появлению ореола таинственности и породила много слухов и легенд.

Команда

Не зря говорят: "Чтобы узнать человека - возьми его в поход...". Колоссальный опыт как в руководстве, так и в коммуникации с людьми. В этот раз состав команды был столь разнообразен, что невозможно было предугадать кто и как поведёт себя в той или иной ситуации. Очень понравилось как женская часть справлялась с кухней, а мужчины согласованно ставили лагерь и занимались орг.вопросами. Каждый знал что и как ему делать. За весь поход вопросы возникали лишь в тех случаях, когда человек чего-то не умел - всё остальное делалось автоматически. Единственное, что несколько огорчило - новички не всегда соблюдали субординацию, но, как никак, это - новички, а опыт, как известно, приходит с практикой.

Итоги

Первое руководство принято начинать с простых походов, а мы сразу полезли в горы! И это чудесный и огромнейший опыт. Опыт, сдобренный хорошей командой, хорошим маршрутом и яркими эмоциями. Опыт, который послужит основой для дальнейшего развития туристических навыков и навыков руководства. Многое представилось совершенно в "другом свете", много было пересмотрено и переосмыслено. Поход получился как поучительным для всех его участников, так и одним из самых ярких походов за всю мою практику туризма.

Чтобы настоящему туристу быть в восторге, ему достаточно быть в походе.

(с) А. Анисенко



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×